
Un articolo di Novaya Gazeta, quotidiano russo vicino all’opposizione liberale, analizza la “Pasqua in quarantena” vissuta quest’anno dal mondo ortodosso. Dopo l’iniziale apertura possibilista, infatti, spesso le autorità locali hanno scoraggiato, se non di fatto vietato, l’accesso dei fedeli alle funzioni religiose. Lo stesso patriarca Kirill ha celebrato le solenni liturgie in una Cattedrale di Cristo Salvatore quasi deserta (e senza Putin, che è rimasto nella sua dacia, limitandosi a rassicuranti auguri in videomessaggio). Non sono mancate le eccezioni: il giornale rilancia la polemica social per una Veglia pasquale riservata a “Vip”, tenutasi a Mosca vicino alla sede del colosso petrolifero Rosneft. Si dà anche spazio alle riflessioni sviluppate da alcuni religiosi in questa Pasqua “semi-catacombale” (cit.).
Come si legge nell’articolo: “Oggi si cercano prima di tutto le cause spirituali di ciò che è accaduto, rileggendo l’Apocalisse e le profezie dei Santi. Vi è però anche una crescente amarezza verso la condotta del potere secolare, che negli ultimi anni tanto ha fatto per ottenere l’appoggio della Chiesa, ma nell’ora della prova non ha nemmeno tentato di trovare con essa un accordo sulle celebrazioni. Dopo il ‘divieto della Pasqua’ esteso con tanta ampiezza e con tali modi, non sarà presto possibile tornare al ritornello dei ‘legami spirituali’ e della ‘sinfonia fra la Chiesa e dello Stato’. Le frasi alate sono state sostituite dalla dura realtà. In camice bianco.”
«Пир веры» во время чумы
Как прошла карантинная Пасха
19 апреля 2020
Александр Солдатов специально для «Новой»
Этой выходке можно дать разные определения. Лучше — «фольклорным» языком: «Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения…»; «Друзьям — все, остальным — закон…»; «Что позволено Юпитеру, не позволено быку…». Пока миллионы православных россиян вынужденно отмечали Пасху по домам, в самоизоляции, довольствуясь телетрансляциями или чтением по молитвослову, в самом центре Москвы, напротив Кремля, VIP-персоны собрались на закрытую вечеринку. То есть на пасхальную службу для избранных, негласно санкционированную властями.
Исключение из самых строгих правил было сделано для храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках, по соседству с главным офисом «Роснефти». Его настоятель — протоиерей Владимир Волгин — имеет репутацию духовника семьи Медведевых и фаворита покойного Алексия II. Когда-то «звездным украшением» храма был священник-лицедей Иван Охлобыстин — пока он сам не попросил запретить его в служении, чтобы сан не мешал основному призванию. Собственно, Иван и возглавил компанию из примерно 50 звездных гостей, многие из которых прибыли на автомобилях представительского класса и тщательно прятали лица от корреспондента телеграм-канала Baza, оказавшегося на месте событий.
Примечательно, что одна из дочерей Охлобыстина недавно переболела коронавирусом. Попасть в храм можно было по спецпропускам, под усиленными кордонами полиции.
В это время патриарх Кирилл служил в пустом храме Христа Спасителя. Это стало определенным подвигом для него, ведь многие клирики из ближайшего окружения патриарха уже подхватили вирус. Накануне храм подвергли самой тщательной дезинфекции. Но никто из VIP-персон там не появился: патриарху сослужили лишь четыре священника и четыре диакона. Плюс охрана и несколько снимающих журналистов. Обычно на пасхальной службе вместе с патриархом участвуют его викарные епископы, но их судьба в это смутное время неясна.

У одного — епископа Звенигородского Питирима (Творогова), ректора Московской духовной академии, — официально подтвержден коронавирус, он самоизолировался с сестрой в Сергиевом Посаде и пишет в блоге, что заразился на службе. Первый викарий патриарха митрополит Дионисий (Порубай), который раньше подменял Кирилла на торжественных службах, самоизолировался в Новоспасском монастыре, где уже три подтвержденных случая коронавируса. Ходят слухи о заражении главы синодального Отдела по делам монастырей архиепископа Феогноста и викария по Западному округу Москвы епископа Фомы, который служил вплоть до Страстной пятницы в храме Христа Спасителя. Официально подтвержден коронавирус у настоятеля Елоховского кафедрального собора Москвы протоиерея Александра Агейкина и руководителя службы протокола патриарха протоиерея Андрея Бондаренко.
Всего вирус вывел из строя около 50 священников РПЦ в Москве, что превышает 4% от их общего количества.
Заведующая церковной лавкой одного из центральных храмов Москвы на условиях строгой анонимности сообщила «Новой», что в пятницу, 17 апреля, из патриархии поступил на приходы «туманный» и секретный «сигнал»:
будто полиция будет закрывать глаза на появление прихожан у храмов в пасхальную ночь.
Во многих клириков и мирян это прямо досрочно вселило пасхальную радость. Но за несколько часов до пасхальной службы (18 апреля, в 17.00) уже из мэрии Москвы поступил противоположный сигнал:
власти не допустят проникновения людей в храмы, служить разрешается только клирикам и певчим.
Православное движение «Сорок сороков» в Москве успело собрать 44 тысячи подписей под петицией о допуске православных на прихрамовые территории в пасхальную ночь с соблюдением социальной дистанции.
«Пасхальная проблема» разделила примерно поровну регионы России. Абсолютно свободным был доступ в храмы в Ярославской, Тверской, Костромской, Ленинградской, Белгородской и Ивановской областях и даже в Краснодарском крае, вообще-то известном своим строгим карантином. С определенными ограничениями пускали на службу еще в 44 регионах. Но вот митрополит Саратовский Лонгин в пасхальном обращении честно признал, что не смог договориться с властями, и призвал считать
«происходящее… уроком, показывающим истинное отношение власти к Церкви и своему народу».
Елецкий епископ Максим (Липецкая область), кафедральный собор которого власти буквально опечатали, вспомнил, как иудеи опечатали гроб Христа, что не помешало Ему воскреснуть. Он почувствовал особо болезненное отношение властей к посещению людьми храмов на фоне работы местных пивных или магазинов, где собираются очереди. Проявив деликатный подход и готовность искать компромисс, властям легче было бы договориться о той же социальной дистанции или о строгой дезинфекции с церковным начальством, чем с хозяевами магазинов и ларьков.
Если брать «каноническую территорию» РПЦ в целом, то самая драматичная ситуация в Украине. После того, как в ее духовном центре — Киево-Печерской лавре — заразились сразу 120 монахов, монастырь закрыли на строгий карантин. Среди первых заразившихся были наместник лавры митрополит Павел (Лебидь) и наместник Троицкого Ионинского монастыря Киева архиепископ Иона (Черепанов). Закрыта на карантин и вторая украинская лавра — Почаевская. В Страстную пятницу пришла весть о заражении предстоятеля Украинской церкви Московского патриархата митрополита Онуфрия (Березовского) и управделами церкви митрополита Антония (Паканича). «Чтобы не портить людям празник», официальные источники пока не подтверждают этого,
но Пасху Онуфрий служил в домовом храме резиденции в Феофании, которая одновременно исполняет функцию больницы.
14 апреля он получал большую партию гумпомощи от миллиардера и депутата Вадима Новинского, который на следующий день официально признал себя зараженным коронавирусом…
Такая полукатакомбная Пасха получилась у православных в этом году. Конечно, они ищут, прежде всего, духовные причины случившегося, перечитывая Апокалипсис и пророчества святых. Но и досада на светскую власть, которая все последние годы заигрывала с церковью, а в «час испытания» не пошла с нею даже на переговоры, нарастает. После «запрета Пасхи» в таком формате и с такой риторикой, очень нескоро удастся вернуться к теме «духовных скреп» и «симфонии церкви и государства». Елейную фразу сменила суровая реальность в белом халате.
Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть честной, смелой и независимой, станьте соучастником «Новой газеты».
«Новая газета» — одно из немногих СМИ в России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Пять журналистов «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.
Ваша поддержка поможет «Новой газете».
https://novayagazeta.ru/articles/2020/04/19/84990-pir-very-vo-vremya-chumy